Антирекорд по убыткам. Почему харьковское метро теряет деньги
Убытки Харьковского метрополитена нарастают, как снежный ком, и ситуация усугубилась в последние три месяца. В этом году убытки могут быть рекордными. В чем реальная причина такой нелицеприятной ситуации?
По последним данным, лишь за первые три месяца 2021 года убытки подземки составили более 100 миллионов гривен. Для сравнения, за аналогичный период 2020-го эта сумма была на уровне менее 40 млн грн. И это притом, что за три последних года только на рекламе КП «Харьковский метрополитен» могло зарабатывать не 40 млн грн, как по факту, а 160 миллионов, что более 50 млн грн в год.
Тарифы на проезд выросли, а вместе с ними и убытки
Уже более двух лет в харьковском метро действует тариф 8 гривен за одну поездку. Когда в феврале 2019 года стоимость проезда повышалась с 5 до 8 грн, чиновники, как обычно, «пели песню» о том, что финансовая ситуация метро улучшится.
Логично, что если тариф увеличивается на 60%, то и доходы подземки должны увеличиться. Но на деле, вопреки здравой логике, оказалось все с точностью до наоборот.
Если за 2018-й, когда стоимость проезда в метро составляла 5 гривен, убытки подземки были чуть более 130 млн грн, то за 2019 год эта сумма выросла вдвое – до 266 миллионов, а в 2020-м убытки еще больше увеличились, дойдя почти до 300 миллионов гривен. Если учитывать, что лишь за три месяца текущего года убытки составили более 100 миллионов, есть вероятность, что будет установлен антирекорд в этом направлении. Так почему же так происходит?
Сколько зарабатывает метрополитен и на что тратит
Согласно финансовой отчетности КП «Харьковский метрополитен» за 2020 год, коммунальное предприятие получило доход в размере более 1 миллиарда 20 миллионов гривен. Причем план доходов был выполнен на 120%, ведь ожидалось, что за прошлый год метро заработает менее 850 миллионов. Кстати, все это никак не вяжется с тем, что руководство подземки в прошлом году очень жаловалось на то, что из-за карантина метро перевозит на 50% меньше пассажиров, чем было до пандемии. Мол, в таких условиях харьковский метрополитен станет чуть ли не банкротом. А на деле оказалось, что план по доходам даже перевыполнили. И это несмотря на то, что весной 2020-го почти два месяца метро не работало из-за локдауна.
В свою очередь расходы метрополитена за прошлый год составили более 1,3 миллиарда гривен. Одной из самых затратных статей расходов является заработная плата. За прошлый год, согласно финансовой отчетности метрополитена, на эти нужны потратили более 360 миллионов. Более того, летом прошлого был скандал с невыплатой зарплат метрополитеновцам, которые даже устраивали митинг, чтобы заставить чиновников рассчитаться с ними.
Тогда заместитель городского головы Харькова Евгений Водовозов признавал, что сумма задолженности перед работниками метро составляла 20 миллионов гривен, и это речь о зарплатных долгах за полтора месяца. Если учитывать, что, по официальной информации, в метро работают 2200 человек, то получается, что средняя зарплата работников подземки – около 6 тыс. грн в месяц. Таким образом, за год на зарплаты работникам метрополитена нужно около 160 миллионов гривен. Хотя, подчеркнем, официально на зарплаты за прошлый год потратили более 360 миллионов.
Здесь стоит добавить, что зарплата генерального директора КП «Харьковский метрополитен» Вячеслава Стаматина за 2020 год составила свыше 825 тысяч гривен. Это он указал в своей декларации о доходах. То есть за месяц чиновник получает на своей должности почти 70 тысяч гривен. Кроме того, у него довольно большая сумма накоплений в наличных – более 35 тысяч долларов и свыше 37 тысяч евро.
Но вернемся к расходам метрополитена. Очень много тратят на амортизацию – порядка 335 млн грн. Это нужно для бесперебойной работы подземки. Около 200 миллионов уходит на оплату электроэнергии и топлива для машин, обслуживающих метро. Есть еще статья расходов – на сырье и основные материалы, по которой за прошлый год израсходовали около 134 миллионов гривен. Хотя в отчетности не поясняется, о каком именно сырье идет речь и для чего оно нужно. Еще свыше 80 млн грн ушло на отчисления по социальным мероприятиям. Но больше всего интересна графа расходов под названием «Другие операционные выплаты», которая затянула почти на 200 миллионов. Но о чем идет речь – вообще непонятно.
Теряют десятки миллионов на рекламе в подземке
Немаловажной составляющей заработка метрополитена могли бы стать доходы от рекламы, которой завешана вся подземка вместе с вагонами. Рекламный бизнес действует так, что коммунальное предприятие просто сдает в аренду площади для размещения рекламы. Арендатором является частная фирма, которая всем желающим предлагает разместить рекламные баннеры в подземке. В итоге зарабатываются на рекламе миллионы.
В свое время Госаудитслужба провела аудит финансовой деятельности КП «Харьковский метрополитен» в период с 2016 по 2018 годы. Выяснилось, что за этот период доход харьковской подземки от рекламы составил всего чуть более 40 миллионов гривен, а это меньше 2% от общей суммы доходов метро. Для сравнения, доход от перевозки пассажиров за три года составлял более 2 миллиардов гривен.
Тогда же аудиторы выяснили, что руководство метрополитена продает услуги по размещению рекламы в метро рекламным агентствам по одной стоимости, а они продают эти же услуги заказчикам уже в четыре раза дороже. То есть, за три года на рекламе КП «Харьковский метрополитен» мог зарабатывать не 40 миллионов гривен, а 160 миллионов, что более 50 миллионов гривен в год. В метро Харькова 30 станций и коммунальное предприятие могло бы зарабатывать на рекламе 40-50 миллионов, а не в разы меньше.
Потому метрополитен мог бы самостоятельно, без посредников, заниматься рекламным бизнесом на своей территории, зарабатывая колоссальные деньги, а не ставить из года в год антирекорды по убыточности.