Буллинг и отсутствие необходимых условий: Как на Харьковщине внедряют инклюзивное образование
Инклюзивная система образования еще нова для Украины, поэтому на нынешнем этапе приходится сталкиваться с рядом трудностей
В последние пару лет в Харьковской области в школах продолжается внедрение инклюзивного образования. Основная идея инклюзивности состоит в том, чтобы дети с инвалидностью и особыми образовательными потребностями могли учиться в обычных общеобразовательных школах.
В одном из таких учебных заведениях получает образование 12-летний Андрей – родители выбрали для него общеобразовательную школу № 165. «У Андрея высокофункциональный аутизм, — рассказала мать парня Виталия Тарасенко. — Это ребенок, который может адаптироваться в социуме. Перед тем, как пойти в эту школу, мы были в нескольких специализированных. Там нам объяснили, почему наш ребенок им не подходит, и почему ему там не место. Из-за того, что Андрей достаточно высокофункциональный ребенок, он может учиться, его умственные способности на достаточно хорошем уровне. А в специализированной школе программа предусмотрена для детей с трудностями обучения. Он способен обучаться по общеобразовательной программе».
По словам Виталии, в этой школе обучались дети с особыми образовательными потребностями, поэтому директор заведения пошла навстречу и взяла парня без каких-либо проблем. У Андрея есть достаточно серьезные проблемы с речью, ему трудно высказать свое мнение или попросить что-то необходимое. Это и вызывает трудности при взаимодействии с окружающими. Поэтому и была выбрана именно общеобразовательная школа: она будет способствовать коммуникации с другими детьми, так как домашнее обучение может дать разве что академические знания, но никак не социальные навыки.
Женщина рассказала, что в начальных классах ее сыну очень повезло с классной руководительницей. Она постаралась создать для Андрея комфортную среду, где дети живут одной семьей. Он также может получить помощь, если у него возникают трудности. Например, одноклассники парня помогают ему в учебе и радуются его успехам. В этом плане, по словам Виталии, школа дала много. Андрей ходит в школу с интересом. Единственное — устает от домашних заданий, ведь у него много дополнительных занятий.
«Эти дети остались за бортом, — говорит харьковчанка. — Очень долго о них просто не знали. Я – мама двух детей, старший сын учится в этой же школе. Я понимаю, что это прекрасно, когда в классе есть ребенок, которому нужна дополнительная помощь. Это стимулирует других быть более социально активными, учиться заботиться, помогать, думать не только о себе. Эти дети могут учиться. Дети такого плана, как мой младший сын, Андрей, могут войти в социум на равных условиях».
Инклюзивная система образования внедряется на территории всей Украины. Однако на начальном этапе, учитывая ее новизну для украинских школ, существует немало проблем и ошибок. Об этом, в частности, рассказала президент Харьковского областного фонда «Общественная Альтернатива» Мария Ясеновская.