Жертва, профессор, дурак и другие: Классические мошеннические типажи в украинской политике

Выбор правильного, нужного типажа для профессионального мошенника так же важен, как и выбор амплуа для актера.

Так же, как и в искусстве, в афере типаж или «роль» подбирается для определенной комбинации, с учетом индивидуальных способностей и особенностей. Иногда это амплуа остается с определенным человеком навсегда. В криминальном мире типаж даже зачастую остается и закрепляется в виде клички.

Не секрет, что имидж для политиков очень важен, ведь все, что мы знаем о них, – это  созданный кем-то образ, который, как правило, не имеет ничего общего с реальностью. Имидж – это та же роль или «типаж», созданный искусственно и использующийся для достижения определенных целей.

Интересно рассмотреть имидж политиков с точки зрения мошеннических типажей. А кто из них кто – это решать вам. Но, стоит отметить, зачастую даже мелкие уличные мошенники обыгрывают свой «образ» намного талантливее и эффективнее, чем известные политики.

«Жертва»

«Потерпевший», «Хромой-Слепой», «Дед», «Мамочка» и еще множество подобных образов.

Главная задача такого типажа – вызвать чувство жалости, сочувствия. Палочка, слуховой аппарат, очки, гипс, возраст и даже дефекты речи. Очки с толстыми, как в бинокле, линзами – вовсе не для того, чтобы казаться умнее, вот это как раз и не надо. Очки, палочки или что-то еще, говорящее о беспомощности, даёт клиенту иллюзию превосходства, некую фору. Или, если хотите, посыл о том, что можно расслабиться и быть менее внимательным: «он, ведь, еле ходит (слышит, видит и т.д.), куда уж ему обманывать»! Тот же эффект с пожилыми людьми и с женщинами. Вызвать ощущение какой-либо неполноценности, ущербности, слабости. Только очень важно не переиграть с жалостью, а то если начнут жалеть по-настоящему, можно получить только милостыню.

И как же часто политики эксплуатируют такой образ «жертвы»! Это и непонятные, загадочные отравления и покушения, которые все же не мешают постоянно удачно передвигаться по всевозможным программам и ток-шоу с рассказами о «жутких последствиях». Это и появления на публики в просто жалком виде, с явными следами «увечий», или вообще с палочкой, хромотой, или в инвалидном кресле (это, конечно вершина, апофеоз образа «жертвы»).

Рассказы в СМИ о «тяжелом детстве», о «несчастной первой любви» и даже о «неудачном зондировании желудка» – также часть этого имиджа. Ну, и конечно «внезапные, почти смертельные болезни», которые вдруг проявляются у публичных людей почему-то именно в моменты интереса к их деятельности правоохранительных органов. Образ чиновника или политика в больнице после возбуждения против него уголовного дела (как же это знакомо!) – это не только возможность уйти от ответственности, но и подготовка общественного мнения к заведомо оправдательному приговору, если дойдет до этого, конечно.

В политике образ «профессора» примеряют почти все. Так уж вышло, что мутные воды политических течений вымывают на высокие должности людей случайных, к политике или, к примеру, к экономике или юриспруденции отношения не имеющих. Перегонщик машин, председатель колхоза или спортсмен – все они, возможно, были достаточно компетентны и успешны в своих предыдущих делах. Но в политике же масштабы другие.

Вот и добирают солидности наши политики, причем используя те же методы, что и уличные аферисты. Это и пресловутые купленные «фуфлыжные», то есть липовые, дипломы ВУЗов, какие-то немыслимые мифические титулы и звания. Во внешнем виде это те же очки с простыми стеклами, строгие классические прически, иногда копирующие известных в прошлом успешных публичных личностей и «очень-очень умные лица». Отдельно о «грамотной» речи. Есть такое выражение на «фене», то есть на жаргоне, «нахвататься вершков». В обычной речи это означает «намеренно, для исполнения какой-то определенной комбинации, получить минимум знаний и заучить несколько необходимых терминов, которые помогут убедительно воплотить определенный образ».

Картинка точно из телевизора: какой-нибудь политик, министр или чиновник, уверенно читающий заученный текст или отвечающий на «правильные вопросы» на пресс-конференции, но теряющийся и лепечущий явную чушь в случае неудобного вопроса.

Типаж «иностранца» просто необходим в некоторых мошеннических схемах. Для «Чеха-Поляка» важно умение правильно неправильно говорить, изображая слабое знание языка и знать несколько иностранных слов. Но главное в использовании этого образа – это понимание нашей ментальности. Ну, имеют наши люди сильнейшее, почти генетическое желание радовать и удивлять иноземных гостей. Даже в ущерб себе. Помимо этого древнейшего желания угодить «иностранцу», важно еще то, что иностранец у нас до сих пор автоматически считается платежеспособным и компетентным. Ко мнению «приезжего из далека» нужно прислушаться, ведь у них «там все лучше», а уж если он из «богатой страны» то наверняка и сам богат. Возможно, как раз этим и объясняется навязчивое желание пригласить иностранных гостей с непонятной репутацией поруководить нашей страной. Ну, не может же гражданин из «колыбели демократии» быть не демократичным! Или, все же, может…

Некоторые реальные имена-клички харьковских аферистов, связанные с использованием ими того или иного типажа: «Мама Чоли», «Папик», «Шурик», «Тетя Рая», «Министр», «Костя Умный», «Студент», «Очки», «Офицер», «Витя Мужик», «Дятел», «Дуримар», «Вова Дурак», «Венгр».

Добавить комментарий