Мифы о медреформе: будет ли помощь бесплатной?
На прошлой неделе Верховная Рада дала старт медреформе. Приняв законопроект 6327, парламент дал зеленый свет изменениям, которые начнутся уже с нового года.
Что ждет врачей и пациентов с внедрением медицинской реформы? В Министерстве здравоохранения утверждают, что все услуги, анализы, исследования, лекарства, которые предоставляются по государственной программе медицинских гарантий, будут для пациентов на 100% бесплатными.
Система будет работать именно так, как в страховой компании. Пациенты будут знать, какие именно расходы покрываются, и иметь возможность получить услуги в выбранной ими больнице, сообщается на сайте Минздрава. С 2018 года реформа начнет работать на уровне первичной помощи, с 2020-го – во всех больницах.
В министерстве утверждают, что баснословные тарифы, которые распространяются сейчас в интернете, не имеют ничего общего с реальностью, и опровергают наиболее распространенные мифы и страшилки.
МИФ 1: МЕДИЦИНА СТАНЕТ ПЛАТНОЙ И ОЧЕНЬ ДОРОГОЙ
Именно сейчас бесплатной медицины в Украине не существует, говорят в МОЗ. По результатам опроса в рамках проекта «(Бес)ценная медицина» 90% лекарств украинцы покупают за свой счет. По данным исследований, каждый второй пациент отказывается от лечения или откладывает его из-за нехватки денег. Поэтому неправильно говорить, что медицина станет платной и очень дорогой для граждан вследствие реформы.
А после реформы появится реальная бесплатная помощь, обещают чиновники. Реформа вводит новые четкие правила государственного финансирования медицинской системы, одинаковые для каждого гражданина. Появится четкий список услуг, которые будут на 100% профинансированы государством: первичная помощь (семейные врачи, терапевты, педиатры); экстренная помощь (резкое ухудшение состояния здоровья, сердечный приступ, инсульт, острый аппендицит, почечная недостаточность, воспаление легких и т. д.); паллиативная помощь — прежде всего адекватное обезболивание; лечение у узких специалистов по направлению семейного врача и плановое лечение в рамках программы медицинских гарантий.
На каждую медицинскую услугу будет определен тариф, который больнице будет предоставлять государство. Объем услуг в рамках программы медицинских гарантий зависит от объема финансирования системы здравоохранения, но в него будут включены все основные услуги, необходимые для качественного лечения, — намного больше, чем люди могут получить бесплатно сейчас.
Для дорогостоящего лечения, как и сегодня, будут существовать целевые программы, продолжат действовать программы лечения онкологии, гепатита, СПИДа и др.
МИФ 2: ЛЮДИ НЕ ПОТЯНУТ СТОИМОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
С началом медреформы большинство медицинских услуг будет бесплатным для пациента, но платным для государства. Исчерпывающий список услуг по программе медицинских гарантий появится в 2020 году, когда реформа начнет работать в полном объеме, объясняют в МОЗ.
Министерство здравоохранения опубликует список тарифов на услуги, когда проанализирует, чем на самом деле, а не на бумаге, болеют люди, соберет данные о реальных затратах больниц, оценит бюджет, который будет выделен на программу медицинских гарантий на 2020 год.
Сейчас готовится пилотный проект МОЗ вместе с Национальной академией медицинских наук.
МИФ 3: БОЛЬНИЦЫ ЗАКРОЮТСЯ, МЕДИКОВ УВОЛЯТ
В законах о медреформе нет ни слова о закрытии лечебных учреждений или сокращении медперсонала, заверяют в МОЗ.
На первом этапе реформы Национальная служба здоровья заключит договоры со всеми больницами, чтобы никто не остался без медицинской помощи. Но с годами конкуренция и принцип «деньги следуют за пациентом» приведут к упорядочению сети медучреждений – маломощные, плохо оснащенные и мало загруженные больницы, где просто опасно лечиться, будут перепрофилированы под реальные потребности населения – в реабилитационные, диагностические центры, хосписы.
Лучшие больницы будут дополнительно технически и кадрово усилены, чтобы каждый, кто туда обращается, имел возможность получить качественную медицинскую помощь.
Без работы могут остаться только те, к кому не захотят идти люди. У хорошего врача всегда будет поток пациентов и достойные деньги от государства за свою работу, считают чиновники. Реформа будет способствовать тому, что у врачей будет конкуренция, они будут бороться за пациента.
Благоустройством сети лечебных учреждений будут заниматься местные власти. Громады должны решить, какие из них нужно усилить, а какие – перепрофилировать. Государство предоставляет технические требования относительно проезда в больницу и ее минимальной нагрузки (количество родов, оперативных вмешательств и т.д.).
Благодаря децентрализации местные бюджеты имеют достаточно средств для того, чтобы улучшить сеть медучреждений, создать надлежащие условия для работы врачей, отремонтировать дороги к больницам, считают в министерстве. А государство, со своей стороны, выделит дополнительные деньги на усиление опорных учреждений и перепрофилирование слабых и малозагруженных.
МИФ 4: СЕЛА ОСТАНУТСЯ БЕЗ ВРАЧЕЙ
В селах людей больше беспокоит судьба фельдшеров и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП). Фельдшеры останутся, но они не заменять врача, а станут его помощниками и обеспечат доступ к медицинской помощи в самых отдаленных селах.
В 2018 году средняя выплата на первичном звене составит около 370 грн на одного пациента, в 2019-м – 450 грн. Практика в 2000 пациентов будет давать годовой доход в 740 000 грн в 2018 году и 900 000 грн в 2019-м. В этот бюджет входят аренда, оплата работы врача, фельдшера и медсестры, простые расходные материалы и частичное покрытие анализов. До сих пор в деревне никогда не было таких средств в медицине – и реформа позволяет наконец развернуть прямое финансирование, считают в МОЗ.
МИФ 5: К СПЕЦИАЛИСТУ МОЖНО БУДЕТ ПОПАСТЬ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ СЕМЕЙНОГО ВРАЧА
– Большую часть услуг, которые сейчас оказывают узкие специалисты, после обучения смогут предоставлять врачи первичного звена — семейные врачи, педиатры, терапевты. Для этого мы и делаем реформу – чтобы был врач, которому вы доверяете и который может вылечить все, для чего нужны знания и лекарства, без госпитализации и специального сложного оборудования, – говорят в МОЗ.
Конечно, время от времени пациентам нужны специальные обследования у узких специалистов. Но эти вмешательства, по мнению специалистов МОЗ, должен курировать семейный врач. Поэтому Национальная служба здоровья будет оплачивать эти визиты по направлению семейного врача. Если вы опасаетесь, что ваш семейный врач не будет делать это профессионально, – смените его.
Будет также ряд специалистов (например, гинеколог, психиатр и т.д.), визиты к которым будут оплачиваться и без направления семейного врача. Человек, конечно, может обратиться к узкому специалисту самостоятельно, но в этом случае ему придется оплатить полную стоимость услуг врача и лечения.
– Если вы обращаетесь к узкому специалисту по направлению семейного врача, педиатра, терапевта, стоимость лечения и необходимых медицинских средств возместит государство, – поясняют в МОЗ.
МИФ 6: РЕФОРМА ПРОТИВОРЕЧИТ КОНСТИТУЦИИ
Все услуги, которые оплачивает государство за лечение пациента, будут оплачены на 100%, как того требует Конституция, утверждают в министерстве. Согласно медицинской реформе, медпомощь всегда и в полном объеме предоставляется гражданам за счет средств государственного бюджета. На первичном уровне и при наступлении экстренной ситуации государство будет оплачивать 100% всего необходимого лечения и, что важно, медикаментов в соответствии с детализированным описанием. Это будет покрывать около 80% всех обращений за медицинской помощью.
На вторичном и третичном уровнях государство гарантирует 100% оплаты медицинских услуг и лекарственных средств, определенных программой медицинских гарантий.
МИФ 7: ВСЕ УСЛУГИ БУДУТ С СООПЛАТОЙ
Из законопроекта №6327 изъяли все нормы о сооплате. Медицинские услуги, которые вошли в программу медицинских гарантий, на 100% предоставляются гражданам за счет средств государственного бюджета. Будут услуги, которые не оплачиваются из государственного покрытия: например, эстетическая стоматология, пластическая хирургия и другие.
МИФ 8: РЕФОРМА ПРЕДПОЛАГАЕТ ПОВЫШЕНИЕ ЗАРПЛАТЫ ВРАЧА
Тариф на медицинские услуги по оказанию первичной медицинской помощи состоит из двух частей: ставки на оплату медицинской услуги и ставки на оплату диагностических услуг, в том числе лабораторных исследований.
В бюджетной резолюции, которая была принята парламентом в июле 2017 года, заложена сумма среднего тарифа за человека в 370 гривен в год. Столько будет получать врач первичного звена за каждого пациента.
При этом средний тариф колеблется в ту или иную сторону, в зависимости от различных факторов. Например, если среди пациентов будут дети до пяти лет или пенсионеры в возрасте 65+, тариф будет почти вдвое выше, чем за молодых людей. Это означает, что врач первичного звена будет получать на свою практику от 700 000 до 1 миллиона гривен в год, если наберет максимальное рекомендованное количество пациентов – 2000 человек, разъясняют в МОЗ.
В бюджетной резолюции на 2019 год заложена сумма в среднем по 450 гривен в год за каждого пациента. Планируется, что из года в год эта сумма будет постепенно увеличиваться.
Врачом первичного звена может быть семейный врач, педиатр или терапевт. Врачи могут стать физическим лицом-предпринимателем (ФЛП) и открыть собственную практику, а также объединиться с другими врачами в практике первичной медицинской помощи, чтобы оптимизировать расходы.
Также врачи первичной медицинской помощи могут быть наемными работниками в коммунальных учреждениях первичной медицинской помощи. В этом случае врач договаривается о заработной плате с администрацией заведения, согласно количеству пациентов, которых он задекларирует. При этом в автономизированных медицинских учреждениях, которые стали коммунальными предприятиями, тарифные сетки, действующие сейчас, применяться не будут.
С 2020 года все медицинские учреждения вторичного и третичного звена начнут переходить на новую модель финансирования. Национальная служба здоровья будет перечислять медучреждениям деньги за оказанную услугу по утвержденным тарифам, единым для всей страны. В тарифе за услугу заложены все расходы на ее предоставление, в том числе — оплата труда медицинского персонала.
При этом реформа предусматривает отказ от тарифных сеток и свободное формирование рынка зарплат в коммунальных медицинских учреждениях. То есть уровень зарплаты медицинского работника будет базироваться на его компетенции, будут созданы условия для гибкого определения заработной платы, как это происходит, например, в частных клиниках.
МИФ 9: НСЗУ СТАНЕТ ФИНАНСОВЫМ МОНСТРОМ
Национальная служба здоровья (НСЗУ) не обладает средствами. Деньги лежат в государственном бюджете и хранятся на казначейских счетах. НСЗУ является оператором, который контрактует закупку медицинских услуг и заключает договоры с медицинскими учреждениями и врачами-ФОП.
НСЗУ как центральный орган исполнительной власти подконтрольна Счетной палате, Государственной аудиторской службе, а также Национальному антикоррупционному бюро и Нацагентству по вопросам предотвращения коррупции.
МИФ 10: В БРИГАДЕ СКОРОЙ БУДУТ ТОЛЬКО ПАРАМЕДИКИ
Реформа экстренной помощи не является частью законопроекта 6327, который запускает медреформу в Украине. Изменения для скорой помощи будут проходить параллельно.
Парамедики, по мнению обывателей, не смогут оказать адекватную помощь людям, потому что они не врачи. В Минздраве говорят, что ложные представления об их роли в системе экстренной медицинской помощи связаны с устаревшими советскими взглядами или незнанием систем и практик, существующих в мире.
В большинстве развитых стран на начальном этапе развития системы экстренной медицинской помощи парамедики действительно только доставляли пациентов в больницу, где им оказывали медицинскую помощь. Достижения в области медицинской науки расширили возможности первой медицинской помощи не только в отделениях неотложных состояний, но и непосредственно по дороге в больницу в карете скорой помощи. Поэтому сегодня парамедики – это именно тот медицинский персонал, который должен быть обучен спасать людей.
Министерство здравоохранения разработало четырехмодульную программу переподготовки фельдшеров и врачей скорой помощи.
– Обучение парамедиков, способных оценить состояние пациента и обеспечить помощь на месте происшествия, а также во время транспортировки в больницу, рассчитано на три года и будет приравниваться к уровню бакалавра. Только после того, как у нас появятся специалисты, экстренную помощь ждут перемены, – говорят чиновники.
В скорой помощи будут работать не только парамедики. В государственный классификатор внесены профессии инструктора по догоспитальной помощи, инструктора по первой помощи, парамедика и экстренного медицинского техника.