Модернизированное железо: Что за танк Т-80БВ поставили на конвейер
Советские танки являются своеобразным «железным запасом» украинской армии – тем материалом, из которого уже сделали и еще сделают не одну модель современной бронетехники.
Продолжает знакомить с оружием и техникой, которые получает украинская армия. В первый день весны было официально объявлено, что Государственное предприятие «Харьковский бронетанковый завод» провело модернизацию танка Т-80БВ и уже серийно поставляет его в танковые подразделения Десантно-штурмовых войск и Морской пехоты Украины.
Так исторически сложилось, что танки всегда были не самым главным элементом вооружения для нашего государства, особенно с учетом научно-технического потенциала и советского «наследия». Не стал исключением и Т-80БВ.
История проекта
Вообще, Т-80 – это основной боевой танк производства СССР. Он был принят на вооружение советской армией еще в 1976 году и стал первым в мире серийным танком с единой газотурбинной силовой установкой. Также он стал первым в мире основным танком со встроенной противоснарядной динамической защитой. В свое время его называли советским ответом на немецкий «Леопард-2», отмечая определенное сходство обеих машин.
Вообще, все модели Т-80, несмотря на свою массовость, крайне редко принимали участие в боевых действиях, а непосредственно танковых сражений (танк против танка) у Т-80 вообще единицы (как и у «Леопарда-2», кстати). В основном эти танки использовались для обеспечения огневого преимущества при штурме населенных пунктов десантом или пехотой.
Собственно, как и все остальные танки, он имеет как свои преимущества, так и недостатки. Если сравнивать с другими серийными танками своего поколения (Т-64 и Т-72), Т-80 имел больший расход топлива и, соответственно, меньший запас хода, а также имел наименее совершенную ходовую часть.
Вместе с тем Т-80 имел преимущество по проходимости, плавности хода при стрельбе, преодолению препятствий и по незаглохаемости. Его двигатели запускались быстро и работали надежно при любых климатических условиях (операционная готовность танка составляла не более 3-х минут при температуре -40 градусов, что в 10 раз быстрее, чем у конкурентов). Также его двигатель не заглохнет, если даже танк упрется в каменную стену.
Если говорить конкретно о модели Т-80БВ, то она была принята на вооружение в 1985 году и дополнительно получила навесную динамическую защиту «Контакт», а также усиленное бронирование ВЛД (верхняя лобовая деталь). Что характерно, выпускалась эта модель только на территории России, тогда как на территории Украины на ХЗТМ в Харькове выпускалась модель Т-80УД с дизельным двигателем.
Тем не менее, по состоянию на 2016 год в эксплуатации ВСУ находились 22 машин Т-80БВ, плюс еще 143 находились на хранении (есть подозрения, что в это число включены все модификации Т-80, включая Т-80УД, но это не точно). Стоит отметить, что особой популярностью они и у нас не пользовались – при формировании новых танковых подразделений предпочтение всегда отдавалось различным моделям Т-64.
Однако, как показала практика проведения боевых действий на Донбассе, бойцам высокомобильных десантных войск ВСУ для успехов на передовой крайне необходимы штатные танковые роты или батальоны. Этот замысел начали реализовывать еще в 2015 году и за большую скорость и маневренность по сравнению с Т-64 выбрали именно танки Т-80, которые после определенного ремонта в количестве 8 единиц были переданы 95-й ОДШБр.
Судя по всему, эксперимент был признан удачным, потому что впоследствии модернизацию Т-80БВ поставили на конвейер.