Экспериментальная анимация: Как изобретения харьковчанина принесли ему «Оскар»
Харьковчанин Евгений Мамут, украино-американский аниматор и специалист по созданию кинематографических спецэффектов, стал первым жителем Слобожанщины, который получил престижную премию «Оскар».
На сегодняшний день Мамут живет в США. Однако становление его личности и первые достижения на ниве кино и мультипликации пришлись именно на Харьков.
Но начинал Мамут с должности электрика в Харьковском политехническом институте. После окончания вуза в 1971 году он стал работать на киностудии, куда попал случайно. Основана она была в 1957 году под руководством Владимира Зубаря. Позже киностудию возглавлял Аркадий Фаустов. Там была профессиональная аппаратура, на которой харьковчане создавали экспериментальные анимационные фильмы. Но для того, чтобы снять что-то цветное, им приходилось ездить в Киев. Как отметил Мамут, он с харьковскими коллегами создал много игровых и научных фильмов, а также мультфильмов.
«Для нашей Народной Киностудии ХПИ ее основатель и покровитель Владимир Петрович Зубарь получил списанный с какой-то военной базы трансформатор изображений аэрофотоснимков, – рассказал Мамут. – Мы его переоборудовали в станок для съемки мультиков. При съемке встала задача – как сделать наезд на кадр с торможением по экспоненте? Я использовал резинку от трусов, сделал метки по экспоненте и при съемке ее растягивали на разную длину. Это был мой первый аналоговый компьютер. В то время проходили научные споры: какие в будущем компьютеры будут развиваться – аналоговые или цифровые? Окрыленный резинкой, я был на стороне аналоговых. Ошибся. Цифровые победили. Сегодня случайно обнаружил, что в 1946 году Джозеф Гербер опередил меня. Он прицепил такую же резинку к логарифмической линейке и основал компанию Gerber Scientific. Разница только в том, что у него была резинка от пижамы, а у меня от трусов. Совпадение? Не думаю».
Харьковский мультфильм – первый в СССР
Именно на киностудии ХПИ был снят первый в СССР стереоскопический мультфильм. Идею его создания предложил майор Владимир Бартенев с военной кафедры вуза. Он рассказал сотрудникам киностудии об основах стерео, после чего они вместе сняли мультик «Ванька-Встанька». Первые зрители смотрели эту ленту на мониторе Киевской телестудии через красно-синие очки. Было желание пустить мультфильм в эфир, но у зрителей таких очков не было. Мамут вспоминал, как лет двадцать назад в Нью-Йорке в Макдональдсе бесплатно раздавали очки, с помощью которых на одном из телевизионных каналов можно было посмотреть маленький стереофильм. Там был применен тот же харьковский метод. Также сотрудники киностудии ХПИ создали первый в СССР сюжетный мультик с помощью электронно-вычислительной машины.
Стоит отметить, что сначала Мамут никуда не собирался эмигрировать. В Харькове у него была привычная жизнь, любимые друзья, работа на киностудии. Но случилось так, что в 1977 году его родители с сестрой эмигрировали в США. Через год Мамут отправился за родными. Дома его окрестили «предателем и врагом народа», а в 1980-х годах, для демонстрации работ киностудии, имя Евгения Мамута даже вырезали из титров.
На новом месте он нашел работу благодаря счастливому стечению обствин. Во время трудоустройства на собеседовании присутствовал Джол Хайнек, который прочитал статью Мамута о создании первого в СССР сюжетного мультфильма с помощью ЭВМ. И взял его в студию мойщиком пленок. Впоследствии у Мамута появилась возможность проявить свои профессиональные качества. Ему доверили разрабатывать спецэффекты для фильмов «Голубая лагуна» Рэндла Клайзера и «Кассандра» Роберта Гринволда.
Харьковская школа в Америке
«Мне повезло, что в нашей студии ХПИ была полная линейка профессионального 35-миллиметрового черно-белого кино, – рассказал Мамут. – Точно такое же оборудование было и в Америке. Мне не надо было переучиваться. А навыкам я научился у Зубара, Фаустова, Бродского и Столбового. Это были «мои университеты». Большое спасибо им за это».
Впоследствии он начал создавать спецэффекты для фильмов разных жанров. Среди его творческого наследия есть ужасы, фантастика, фэнтези, драмы. В частности, Мамут был причастен к созданию таких лент, как «Леди-ястреб», «Зелиг», «Грязные танцы», «Папа – привидение», «Хищник», «Звездный Десант», «Куда приводят мечты» и «Матрица». Работу над «Хищником» он считает наиболее творческой. За спецэффекты в этой ленте в 1987 году Мамут вместе с другими тремя коллегами получил «Оскар». Он вспоминал, как во время создания фильма работал в среднем по 17 часов в сутки, почти без выходных и отпусков.
«Мне никто не сообщил, что была заявка на «Оскар», что владелец (студии, – ред.) включил мое имя в заявку, – рассказал Мамут. – В один прекрасный день я работаю на станке, приходит секретарша и протягивает мне письмо о присуждении премии. Проходит день-два. Все молчат. Иду к хозяину и говорю: «Я вот получил такое письмо». Он говорит: «Я тоже получил, но поехать ты не сможешь, ибо надо срочно закончить фильм. О котором уже объявлено, что он выйдет на экраны в пятницу. Я поеду и привезу твой приз». Тогда я взял свой отпуск, взял напрокат смокинг, слетал в Лос-Анджелес, схватил свой приз и вернулся на работу, чтобы закончить фильм вовремя. Так что всю важность этого момента я не прочувствовал».
Ощутить тот момент ему пришлось гораздо позже, через 32 года после получения награды. Киевлянин Станислав Сукненко около 10 лет разыскивал украинцев, которые внесли вклад в развитие Голливуда. Он собрал больше сотни имен. В то время уже была опубликована книга Владимира Миславского «Харьков Кинематографический», где упоминалось имя Мамута. Через год по книге Станислава Сукненко «To Hollywood from Ukraine» киностудией Flash Production был создан фильм «Из Украины в Голливуд». В ноябре 2019 студия пригласила Мамута с женой, известной художницей и мультипликатором Ириной Борисовой, на презентацию этого фильма в Тернополь, Киев и Харьков.