НЕПРОЗРАЧНОЕ «PROZORRO». КОММУНАЛЬЩИКИ ОБЕЩАЮТ НЕ ТОЛЬКО ПОКУПАТЬ, НО И ПРОДАВАТЬ ПО НОВОМУ
Меморандум, который подписали между собой разработчики нового сервиса системы «ProZorro. Продажі» и харьковский горсовет регламентирует уже не закупки, которые совершают департаменты и коммунальные предприятия, а реализацию коммунального имущества, находящегося на балансе муниципалитета. Фактически, речь идет о создании младшей сестры системы «ProZorro,» которая уже год действует в Украине. Она вынуждает все коммунальные предприятия и органы самоуправления проводить закупки на открытой для общественного контроля интернет-площадке. То есть все участники торгов и просто заинтересованные лица, онлайн могут наблюдать за тем, какие запросы выставляют коммунальщики и чиновники, какие, сколько и по какой цене поставщики готовы их закрыть, и действительно ли выигрывает участник с самым выгодным предложением. В харьковском городском совете уверяют, они следуют правилам «ProZorro,» как букве закона, что позволило им сэкономить 127 миллионов только за последние полгода.
Михаил Фатеев, заместитель мэра:
На сегодняшний день любая информация, она на сегодняшний день достаточно доступна и прозрачна как работа коммунальных предприятий как по закупкам, так теперь и по продажам коммунального имущества.
А вот общественные активисты, которые мониторят закупки органов самоуправления и коммунальных предприятий, уверяют — эта экономия составляет менее одного процента от того, что могло быть действительно сэкономлено. Во-первых, потому что в Харькове, в отличие от других городов, не снижены сумма так называемых допороговых закупок. Во-вторых, сами аукционы обставлены так, что они позволяют практически официально покупать товары по завышенным ценам. Для этого, во-первых, прописываются уникальные требованиях. К примеру закупку молока в тетропаках нестандартного объема или лавочки вычурной конфигурации. Выполнить эти условия может только фирма, которая их заранее знает. Во-вторых, говорят антикоррупционеры, в Харькове несмотря на введение»ProZorro» практически не появились новые поставщики. К примеру, контрагентами метрополитена остались фирмы, аффилированные с директором подземки Вячеславом Стаматиным и главой Холодногорской администрации Максимом Мусеевым, а поставщики продуктов питания в школы и детские сады буквально кочуют из района в район. В итоге только за последний год всплыли такие скандальные закупки, как 55 килограммов красной икры для КП «Харьководоканал,» гвозди и шурупы по двойной цене для метрополитена, многотонные партии тушенки и овощей для садов, на продаже которых оппоненты отказывались скинуть более 50 гривен.
Евгений Лисичкин, ГО «Харьковский антикоррупционный центр»:
80-85% тендеров они проходят для галочки, потому что департаменты заказчики знают с кем они будут подписывать договор, и им практически прямым текстом говорят, что надо привести еще одну фирму, с которой вы разыграете аукцион. В Харькове приспособились к системе, когда ее введение не изменило фаворитов.
При этом формально харьковские аукционы проходят в рамках закона. И разработчики хоть и говорят, что знают об уловках с помощью которых коммунальщики и самоуправленцы обходят условия системы закупок, устранять возможности закупать у своих не спешат. Пока их деятельность направлена на создание уже зеркальной системы — системы продаж. В первую очередь, речь идет о продаже имущества КП и департаментов, в том числе недвижимого. Разработчики считают, что перевод этих сделок в интернет-формат, позволит не только повысить общественный контроль, но и увеличить доходы муниципалитетов. Так как тогда будет расти число потенциальных покупателей.
Алексей Соболев, руководитель проекта «ProZorro. Продажі»:
Проблема, которая основная есть сейчас — в каждом городе, коммунальном предприятии есть свои порядки для продажи. То есть получить какую-то информацию очень сложно. Это там надо много писать и собирать какие-то таблицы. Здесь же все будет в единой системе.
Антикоррупционеры говорят, действительно, сейчас у коммунальщиков и чиновников есть возможность отчуждать имущество буквально за закрытыми дверями, когда все происходит по внутренним договоренностям и реальная цена, то есть деньги, которые поступают в бюджет, отличается от того, что покупатели платят в действительности.
Евгений Лисичкин, ГО «Харьковский антикоррупционный центр»:
Оно продается в шесть-семь раз ниже и тут не особо важно продается оно для своих или не для своих, оно действительно с занижением происходит для всех, но мы понимаем, если показывается одна цена, то мы понимаем что в «черную» может показываться гораздо выше, вплоть до рыночной.
Но антикорруцпионеры предостерегают, что новая система снова же не обеспечивает тотальный контроль над участниками торгов. И если чиновники найдут способ ограничить число потенциальных покупателей, и аукционы будут проводить по цене ниже рыночной, то часть средств снова будет идти мимо городской казны.