Субсидії по-новому: для людей чи монополістів
Уряд знизив соціальні нормативи на тепло, електроенергію і газ, які враховуються при визначенні розміру субсидії. Позолотити пілюлю покликане рішення про монетизацію залишків субсидій. Чи вистачить у бюджеті на це грошей?
Кабмин обновил правила предоставления украинцам коммунальных субсидий.
Во-первых, с 1 мая снижены социальные нормативы на тепло, электроэнергию и газ, которые учитываются при определении размера субсидии. Правда, не для всех. Как изменились социальные нормативы?
1. Снизились на тепло на 21%.
2. Снизились на газ на 9% для индивидуальных домов.
3. Повысились на газ на 14% для многоэтажных домов.
4. Снизились на электроэнергию на 22% для многоэтажных домов.
5. Почти не изменились на электроэнергию для индивидуальных домов.
Во-вторых, правительство решило монетизировать остатки субсидий. Остатки возникали из-за того, что нормативы превышали реальные объемы потребления ресурсов. Если семья использовала меньше, чем установлено социальным нормативом в пределах отопительного периода, возникали остатки.
Из месяца в месяц они накапливались и, по словам министра соцполитики Павла Розенко, за прошлый отопительный сезон составили около 12 млрд грн. Как сообщили ЭП в Минфине, данных за этот сезон пока нет.
У экспертов и чиновников о решении Кабмина касательно монетизации отзывы разные. От «лучше бы не усложняли и раздали людям по 700 грн перед выборами» до «спустя годы требований от международных кредиторов мы решились на монетизацию» и «это стимулирует энергоэффективность».
Несколько собеседников ЭП в Минрегионе и Минсоцполитики подтвердили: после решения правительства на имя министра социальной политики Андрея Ревы, министра финансов Александра Данылюка и премьер-министра Владимира Гройсмана пришло отнюдь не приветственное письмо от МВФ.
ЭП разбиралась, что стоит за этим решением, как оно повлияет на бюджет и насколько оно согласовывается с обязательствами Украины перед кредиторами.
Зачем нужна монетизация
Монетизация субсидий — один из пазлов реформы социальных расходов, которую международные кредиторы требуют от Украины не один год. Причина — государство финансирует социальные расходы неадресно и несистемно.
В 2015 году правительство повысило коммунальные тарифы и для снижения напряжения в обществе ввело упрощенную систему субсидирования населения. Это решение позволило малообеспеченным платить лишь незначительную часть по коммунальным счетам, однако породило много проблем для бюджета.
«Система расчетов за субсидии препятствует конкуренции на рынке газа, непрозрачна и приводит к задержкам в расчетах. Учитывая значительный рост масштабов системы субсидии, в 2017 году они могут составить треть всех доходов розничных поставщиков газа и предприятий теплокоммунэнерго.
Неэффективности в расчетах по субсидиям негативно влияют на ликвидность и финансовое состояние поставщиков газа и ТКЭ, что может подорвать стабильность поставок услуг», — убеждены эксперты Мирового банка.
Монетизация может решить эту проблему. Обсуждались разные ее варианты: перечислять средства на спецсчета украинцев с разрешением тратить их лишь на энергоэффективность или без такого ограничения, запускать монетизацию по всей стране или в экспериментальном порядке в одном городе.
Только Мировой банк прописал десять возможных опций взаиморасчетов.